Знаменитый альтист и дирижер Юрий Башмет, с размахом отметивший 60-летие на сцене Концертного зала имени Чайковского 24 января, закончил юбилейные празднования концертом в Большом зале консерватории вместе с пианистом Олегом Майзенбергом и виолончелистом Джованни Соллима, а также возглавляемым им камерным ансамблем "Солисты Москвы".

Музыканты ансамбля играли на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России. Таким образом, Юрий Башмет частично повторил проект 2010 года, когда впервые столько раритетов было собрано на одной сцене.

Концерт открылся увертюрой Россини к опере "Шелковая лестница". Вторым номером значился Концерт № 20 для фортепиано с оркестром Моцарта, однако пианист Олег Майзенберг исполнил лишь первую часть — очень неровно, с большими техническими огрехами, то и дело сбиваясь с заданного темпа. Причину столь странной "трактовки" сразу после исполнения объяснил Юрий Башмет: "Олег — настоящий герой, он играл с температурой 39, я просил его не выходить, но он сказал, что все равно выйдет".

Затем маэстро рассказал, что сегодня на сцене удалось собрать девять скрипок Страдивари, одну Гварнери, виолончель работы сына Страдивари, альт Гаспаро да Сало. Звучание каждого из этих инструментов слушатели смогли оценить по коротким сольным фрагментам. Оркестранты сами выбирали музыку, которая, по их мнению, лучше всего подходит для презентации, а Башмет давал краткие комментарии, упомянув, например, что Гварнери был любимым мастером Паганини, а название "Венявский" скрипка получила благодаря тому, что одним из ее владельцев был Генрик Венявский. Завершив знакомство с каждым из инструментов, музыкант предложил послушать их вместе. "Вместо заявленного Концерта мы сыграем вам редко исполняемое произведение", — пошутил маэстро, а следом зазвучала "Маленькая ночная серенада" Моцарта.

Следующего солиста Юрий Башмет также представил лично: "Его имя в Италии упоминается не реже, чем имя Берлускони". Итальянский виолончелист Джованни Соллима солировал в собственном произведении LB Files, посвященном Луиджи Боккерини. В этом фантастически виртуозном и очень светлом по настрою сочинении органично сплелись классика, современные ритмы и народные интонации. В финале еще одним элементом партитуры стала сделанная заранее фонограмма. Причем записанный и включаемый в определенные моменты голос певца, импровизирующего в манере средиземноморских народных напевов, был столь естественно вживлен в музыкальную ткань, что многие слушатели пытались разглядеть еще одного солиста на сцене.

Но, конечно, центром этой веселой вакханалии был сам Соллима, не только легко справлявшийся со всеми сложностями написанной им партитуры, но и ухитрявшийся пританцовывать, задавать тон и ритм музыкантам, подмигивать зрителям. По сути, он был и солистом, и дирижером, лишь номинально отдавая роль главы оркестра Башмету. Впрочем, Башмет получал не меньшее удовольствие от происходящего, поэтому произведение было наполнено драйвом, и это оценили зрители, обрушившие на артистов шквал аплодисментов.

Второе отделение, начавшееся где-то в половине десятого вечера, было более лаконичным и академичным. Сначала Юрий Башмет вместе с "Солистами Москвы" исполнил пьесу "Кол нидрей" Макса Бруха, а завершился вечер (и весь юбилейный фестиваль) струнным квартетом Франца Шуберта "Девушка и Смерть" в переложении для струнного оркестра Густава Малера.